|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
10 8 6 4 2001 2002 2003 I недоплучено налоговых дохов Рис. 3.1.3. Объем недополученных налоговых доходов в бюджете г. Волжского 2001-2003гг. Как уже было рассмотрено в предыдущих главах диссертационного исследования, основная часть доходов в бюджет муниципального образования поступает за счёт средств бюджетного регулирования. Всё это приводит к большому бюджетному дефициту, не позволяющему полностью и своевременно обеспечить решение задач местного самоуправления, к возрастанию зависимости от централизованной власти. 118 С целью покрытия имеющегося дефицита руководителями администрации муниципального образования принимаются решения об организации дополнительных поступлений денежных средств в бюджет. В качестве источников покрытия дефицита могут быть кредиты, займы, а также различного рода безвозмездные поступления из вышестоящих уровней бюджетной системы Российской Федерации. От качества принимаемых в этой области решений зависит степень обеспеченности бюджетополучателей муниципального образования денежными средствами, что оказывает большое влияние на развитие городского сообщества. В муниципальном образовании города Волжского существует программа внутренних заимствований, которая предусматривает привлечение краткосрочных кредитов, бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней на финансирование дополнительных расходов бюджетополучателей муниципального образования. Таблица 3.1.2. Программа внутренних заимствований г. Волжского на 2003г., тыс. руб. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид муниципальных заимствований |
Объем внутренних заимствований |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Бюджетные ссуды |
10000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Городские облигации |
60000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткосрочные кредиты |
120000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого |
190000 |
К сожалению, несмотря на рост данного вида источника доходов (от 3,2% в 1999г. до 15,1% в 2003г.), город использует муниципальный кредит для покрытия своих кассовых разрывов и для покрытия дефицита бюджета, а не для бюджетного развития (рис.3Л.4.).
Наиболее перспективным и уже доказавшим свою привлекательность способом привлечения органами местного самоуправления денежных средств для выполнения своих полномочий, является эмиссия муниципальных долговых ценных бумаг, создание и развитие их вторичного рынка.
119
1999
2000
2001
2002
2003
■муниципальные заимствования
Рис. 3.1.4. Динамика муниципальных заимствований в г. Волжском
в 1999-2003гг. (в %)
Муниципальный заем, размещаемый несколькими эмиссиями с участием различных по своим характеристикам и свойствам ценных бумаг с учетом интересов всех групп инвесторов, способен обеспечить наиболее гибкую и управляемую систему привлечения средств. Привлечение средств путем муниципального заимствования должно стать одним из наиболее широко используемых способов активизации инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и населения, находящихся на данной территории.
Несмотря на все сложности, не изученность, незначительный практический опыт, муниципальное заимствование путем эмиссии ценных бумаг (облигаций), является перспективным, скрывающим в себе огромный потенциал направлением укрепления финансов местного самоуправления. Такой способ привлечения денежных ресурсов в распоряжение органов местного самоуправления при правильной организации работы позволит решить проблемы финансирования целевых программ, покрытия бюджетного дефицита и контролируемости местного финансового рынка.
Развитие народного хозяйства муниципального образования во многом зависит от стратегии управления уровнем бюджетных средств, аккумулируемых в бюджете этого образования, выбор которой осуществляется в условиях риска из-за случайных воздействий внешней среды (стохастический характер изменения поступлений денежных средств в бюджет и их расходование).
120
Рыночные отношения требуют выбора оптимальной стратегии управления уровнем средств бюджетной системы, т.е. определения как оптимальной величины дополнительных поступлений денежных средств для покрытия текущего дефицита, так и момента их поступлений. В этом случае важной является возможность оценки различных источников покрытия дефицита и различных стратегий управления уровнем бюджетных средств.
Решению проблем самостоятельности и сбалансированности местных бюджетов будут содействовать мероприятия, направленные на дальнейшее реформирование налоговой политики, усиление ее действенности и способности влиять на развитие предпринимательской сферы.
Политика налогообложения должна строиться с учетом многообразия ее функций: социальной, определяющей общую целевую направленность налоговой системы, фискальной, обеспечивающей полное и своевременное поступление налогов в бюджеты всех уровней; регулирующей; перераспределительной, контрольной, стимулирующей.
Большинство экономистов сходятся на том, что нет и не может быть такой налоговой системы, которая бы в равной мере удовлетворяла критерию стимулирования деловой активности, инвестиционного благоприятствования и критерию социальной справедливости72.
Конкуренция перечисленных налоговых задач приводит к тому, что за известными пределами чрезмерное изъятие налогов у предпринимателей гасит их деловую активность. Вместе с тем чрезмерно слабая социальная защищенность наиболее уязвимых слоев населения подрывает доверие к государству и осуществлению им своих социальных функций и способствует нарастанию социальной напряженности в обществе. Поэтому в научной литературе все чаще высказывается мнение о том, что при реформировании налоговой системы целесообразно исходить из реализации принципа приоритетности функций. При этом необходимо как на федеральном,
12 Полякова О. А. Состав финансовых ресурсов органов местного самоуправления// Финансы и кредит. 1999.
№4.
121
региональном, так и на местном уровне в налогообложении выявить их иерархию и уровень взаимосвязей исходя из практической целесообразности решения задач формирования потенциальной и эффективной смешанной экономики.
Во-вторых, увеличению доли собственных доходов в местных бюджетах будет способствовать активизация деятельности органов местного самоуправления в направлении увеличения неналоговых поступлений, в доходах местного бюджета, удельный вес которых в настоящее время не превышает 5,5%.
Реально оценивая возможности местных органов самоуправления по увеличению неналоговых поступлений можно констатировать, что основные резервы сосредоточены в активном использовании и эффективном управлении муниципальной собственностью73.
В настоящий момент времени муниципальными унитарными предприятиями в г. Волжском отчисляется от 30 до 50 процентов прибыли в местный бюджет. Однако объем общей прибыли достаточно незначителен.
Для увеличения доли неналоговых доходов в общем объеме доходов местных бюджетов, на наш взгляд, необходимо:
1. Стимулировать
инициативу коллективов муниципальных предприятий
по совершенствованию своей деятельности,
по сокращению издержек, по
удешевлению своих услуг,
предоставляя им свободу в принятии
предпринимательских решений,
освобождая их от уплаты ряда местных
налогов. Это приведет к росту объема
предоставляемых ими услуг, качества
обслуживания, экономии средств,
получению дополнительных доходов и, в
конечном итоге, к пополнению местного бюджета и внебюджетных фондов.
2. Разработать программу приватизации части муниципальных
предприятий, функции которых могут
выполнить частные. Это приведет к
экономии бюджетных средств и к
расширению круга плательщиков местных
налогов.
73 Муниципальная собственность как основа местного самоуправления/ Экономист. - 1997. -№5.
122
3. Полнее использовать экономический потенциал земли и природных ресурсов. Земля как объект рыночных отношений имеет уникальное значение во всей системе предпринимательской деятельности, поскольку является основным и естественным фактором в любой сфере бизнеса, прямо или косвенно участвующим в производстве всех других товаров и благ. Именно решение проблем, связанных с организацией земельных отношений, включающих такие элементы, как земельная рента, учет и оценка земли, арендная плата, налог на землю, ценообразование, защита прав землепользователей, инвесторов и иных участников земельных отношений, регистрация прав на землю, обоснование спроса и предложения на земельные участки и так далее, их грамотная проработка, контроль за их решением приведут к росту поступлений денежных средств в распоряжение органов местного самоуправления.
Требуется как можно быстрее преодолеть ситуацию, когда значительная часть природных благ является, по существу, ничьей. С учетом особенностей отдельных природных благ, их экономической роли, значимости для долговременной ресурсной обеспеченности экономики страны, а также факторов экологического характера необходимо определить, где в этой сфере хозяйствования целесообразнее сохранить институт федеральной собственности, а где передать природные ресурсы и основные средства неразрывно связанных с ними отраслей в собственность субъектов Федерации и местного самоуправления, либо пойти на те или иные формы разгосударствления природопользования вплоть до приватизации части самих природных благ.
Таким образом, дальнейшее реформирование налоговой системы и активное использование и эффективное управление муниципальной собственностью являются основными направлениями укрепления доходной базы местных бюджетов и финансовой независимости органов местного самоуправления.
123
Помимо увеличения собственной доходной базы, укреплению и дальнейшему развитию местных бюджетов будет способствовать совершенствование процесса бюджетного регулирования, осуществляемого с целью регулирования налоговых режимов на различных территориях, пропорций в размещении хозяйствующих объектов, условий инвестирования средств и т.п. на макроуровне.
Увеличение собственных ресурсов и усиление действенности отчислений от государственных доходов и налогов - это два взаимосвязанных, взаимодополняемых направления в развитии и укреплении местных бюджетов. Чем последовательнее будут внедрены в практику длительно действующие нормативы отчислений от регулирующих источников, тем весомее, ощутимее будет рост собственных доходов местных бюджетов на базе осуществления выше предлагаемых нами мер.
Напрямую с вышерассмотренными проблемами развития финансов местного самоуправления связана и проблема устойчивости финансового потенциала муниципального образования, решение которой, главным образом, зависит от поддержания финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов, расположенных на подведомственной территории. Однако действующая практика взаимоотношений хозяйствующих субъектов с бюджетом и современная кредитная политика вызывают осложнения при формировании и использовании оборотных средств предприятий и дестабилизируют их деятельность
Естественно, что стимулирование деятельности предприятий муниципального и частно-предпринимательского секторов со стороны муниципального образования позволяет решать задачу поступления доходов в местный бюджет и муниципальные внебюджетные фонды за счет расширения масштабов и объемов производства, накопления имущества, увеличения денежных доходов работников и пр. В конечном счете стимулирование работы муниципальных и частных предприятий и учреждений на территории муниципального образования имеет своим результатом социально-
124
экономическое развитие территории и общее повышение уровня жизни населения.
Муниципальная собственность и, соответственно, муниципальный сектор экономики на территории отдельного муниципального образования играет роль экономического гаранта самостоятельности местного самоуправления в вопросах организации и функционирования. Только располагая собственными ресурсами, можно самостоятельно решать вопросы их распределения и наиболее рационального использования в удовлетворении интересов населения. В этом аспекте расширение и укрепление муниципального сектора и особенно производственного сегмента является одной из стратегических задач местного самоуправления, особенно в условиях нестабильной экономики и дефицита финансовых средств.
Укрепление финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов всех форм собственности, функционирующих на территории муниципального образования, несомненно, приведет к укреплению местного бюджета, так как увеличатся суммы налоговых поступлений и сократятся расходы на финансовую поддержку предприятий; к расширению возможностей муниципальных внебюджетных фондов по причине усиления их доходной базы; к расширению практики привлечения дополнительных денежных средств путем муниципального заимствования, так как у предприятий усилится необходимость использования временно свободных денежных средств с целью получения прибыли. Это будет возможно только при условии, что органы местного самоуправления выступят гарантом сохранности этих средств и эффективного их использования; и повышению уровня жизни населения муниципального образования.
Проблема повышения уровня доходов населения муниципального образования является самой актуальной при рассмотрении вопросов развития финансов местного самоуправления. Важность этой проблемы состоит в том, что только через увеличение доходов населения и стимулирование ограничения расходов с целью сбережения средств, в распоряжение органов местного
125
самоуправления и экономику муниципального образования станет возможно привлечь значительные суммы дополнительных денежных средств.
Сбережения населения, выступая на поверхности как следствие индивидуальных, семейных и корпоративных отношений по поводу использования денежных доходов, вместе с тем являются одним из неотъемлемых элементов системы экономических отношений. В новых условиях функционирования экономики сбережения выступают как неиспользованное благо, агрегированное для всех членов общества, ограничивающих свои потребительские фонды: они сохраняют фонд потребления общества.
В связи с этим определяется другая проблема - проблема создания механизмов вовлечения в оборот свободных средств населения и одновременного уменьшения сбережений в неорганизованных формах. Решение данной проблемы находится в стимулировании семей и отдельных граждан к сбережениям, для чего необходимо расширять каналы, по которым эти сбережения могут привлекаться: приватизация государственного и муниципального имущества, размещение муниципальных займов, появление альтернативных структур в финансово-кредитной сфере, универсализация кредитных институтов и др.
Население является довольно активным инвестором, что можно наблюдать в динамике вложений денежных средств населением в Сбербанк РФ по г. Волжскому (табл.3.1.3). Однако, россияне предпочитают не посвящать государство в свои расходы. При покупке недвижимости основная часть расчетов приходится на наличные деньги, в основном на иностранную валюту (по статистике около 15 % своих доходов население переводит в валюту). Эту тенденцию в сберегательном процессе только укрепляют последние правительственные решения, связанные с контролем над крупными расходами.
"В той мере, в какой люди желают сберегать, то есть воздерживаться от текущего потребления и откладывать потребление на будущее, - в такой же
126
мере общество может обращать свои ресурсы на новое капиталообразование". -утверждал Самуэльсон в своей работе "Экономикс"74.
Таблица 3.1.3.
Вклады населения в Сберегательный банк РФ в г. Волжском
в 1995-2002гт.
Вклады населения в СБРФ
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
В%к 2001
Остаток вкладов и депозитов на начало года, млн. руб.
32,2
90,6
177,1
232,5
255,5
397,1
514,7
749,2
145.6
Средний размер вклада на душу населения, руб.
67
303
591
776
856
1226
1166
1860
159.5
Компенсации по вкладам, млн., руб.
—
-
4,6
4,7
8,9
15,1
15,1
—
—
В том чиссле выплачено наличными, млн., руб.
-
-
2,6
2,7
8,8
10,9
15,1
—
—
Согласно выводам, сделанным Мировым Банком в результате анализа развития 14 государств мира (Португалии, Китая, Таиланда, Турции, Южной Кореи, Малайзии, Индии и др.) в 70-80 гг., основным источником внутренних финансовых ресурсов для инвестиций в этих странах были накопления домашних хозяйств, составившие в среднем 12,9% от ВВП. Причем 6% средств инвестировалось населением самостоятельно, а остальные поступали в финансовую систему страны. Предприниматели накапливали 8,6% ВВП, а 15,8% ВВП инвестировали через финансовую систему. Размер иностранных инвестиций составил лишь 2% от ВВП75.
Был сделан важный вывод о том, что даже небольшое повышение нормы сбережений населения дает гораздо больший эффект в экономике, чем многократное увеличение средств иностранных инвесторов. Для этого органы местного самоуправления и банки, функционирующие на подведомственной им территории должны стать как гарантами сохранения, так и увеличения средств граждан в условиях инфляции. Это представляется весьма важным для развития финансов местного самоуправления
74 Самуэльсон П. Экономикс. М. -1992. - с.47
75 Планирование в городском
самоуправлении: Сб. материалов / Сост. Ю.В.Кириллов. - Обнинск: Институт
муниципального управления. 1997. - с. 89.
127
Личные денежные сбережения выступают как своеобразная экономия, что позволяет им в совокупности быть одним из инвестиционных факторов, способствующих расширению масштабов капиталовложений общества. В этой связи нам представляется крайне важным вопрос размещения аккумулированных сбережений населения. Эти ресурсы должны быть в первую очередь направлены на создание экономической инфраструктуры. Наиболее высокими темпами растут инвестиции в отраслях, позволяющих достигать быстрой отдачи по вложенным средствам - финансовой, банковской, страховой деятельности, коммерческой деятельности по обслуживанию рынка. Что же касается реальных, базовых секторов экономики, то, несмотря на рост абсолютных величин, очевидна тенденция к регулярному снижению их доли в общем объеме инвестиций. Ресурсы населения не должны использоваться непроизводительно, не должны решать узких, пусть и насущных задач (например, покрытие дефицита бюджета или увеличение социальных выплат, не связанное с ростом вновь созданной стоимости). Только тогда они будут приносить доход, денежное выражение которого не будет частью инфляционной составляющей.
При определенных условиях денежные средства населения могут сыграть большую роль в укреплении финансовой самостоятельности местного самоуправления, если используются в соответствии с индивидуальными интересами жителей муниципальных образований и под их полным контролем. Естественно, что средства привлекаются на договорных условиях и с гарантией высокой эффективности. Такой подход позволяет сократить "вывоз денег" за пределы муниципального образования и вовлекать их в местный хозяйственный оборот.
На наш взгляд, одним из мероприятий, направленных на стимулирование производственных инвестиций, является освобождение от подоходного налога доходов частных инвесторов, полученных от инвестиций в корпоративные ценные бумаги. Доходы бюджета от налогов на дивиденды по акциям крайне незначительны. Поэтому вероятные потери от внедрения такой практики
128
многократно перекроются за счет того, что свыше сотни триллионов рублей "из чулок" поступят в реальное производство.
Проведение обозначенных нами мероприятий в области дальнейшего реформирования налоговой политики, активном использовании и более эффективном управлении муниципальной собственностью, реформировании межбюджетных отношений, а также развития отдельных элементов финансов местного самоуправления будет способствовать дальнейшему развитию финансов местного самоуправления в целом.
3.2. Пути совершенствования управления расходами местного
бюджета
Решению обозначенных в диссертационном исследовании проблем, которые стоят перед финансами местного самоуправления в их развитии, способствуют организационно-экономические факторы их совершенствования.
Факторами, определяющими состояние финансов местного самоуправления, являются: состояние хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования, объем ресурсов, расположенных на территории муниципальною образования, объем прав и полномочий, предоставленных органам местного самоуправления государством; профессионализм самих муниципальных служащих76. Данное утверждение актуально и в наши дни, так как именно от данных факторов зависит дальнейшее укрепление и развитие финансов местного самоуправления.
Одним из важнейших условий совершенствования финансов местного самоуправления является ясное и по возможности полное представление о финансовой базе развития муниципального образования, источниках финансовых ресурсов местного самоуправления, структуре и направлениях основных финансовых потоков территории. Такое представление способен дать
76 Велихов Л.А. Основы городского хозяйства: Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. - Репринт.изд. 1928 г. - Обнинск: Ин-т муниципального управления. - 1995. - с. 138
129
только сводный баланс финансовых ресурсов местного самоуправления отдельных муниципальных образований.
Сводный баланс финансовых ресурсов местного самоуправления территории должен являться важнейшим документом при разработке программ экономического и социального развития муниципального образования, отражать процесс образования денежных средств населением и хозяйствующими субъектами, функционирующими на его территории независимо от форм собственности, их использования на цели производственного и социального развития.
Практика составления сводных финансовых балансов территории у нас в стране имеется большая. Однако работы по составлению этих планов прекращалась по разным причинам. Так, в 30-е годы подобному балансу пытались придать несвойственные ему функции объединения всех финансовых планов и балансов, сделать его оперативным планом и практически заменить
7*7
им бюджеты республик . В начале 60-х годов роль и значение сводною финансового баланса территории сильно принижались, так как составлялся он после завершения работы над проектом плана экономического и социальною
7Q
развития . Это делало его практически бесполезным для активною воздействия на формирование основных показателей и пропорций в проекте плана. В последующие годы делались попытки увязать комплексные программы развития административно-территориальных единиц со всей системой плановых балансовых расчетов, пятилетних и годовых, однако составление балансов по отраслям, подведомственным министерствам затрудняло обобщение и возможность анализа экономической деятельности территории. Даже с принятием в 1993 году Конституции РФ, закрепившей права органов местного самоуправления в решении вопросов местною значения и отделившей местное самоуправление от государственной системы управления, данные балансы не составлялись.
77 Постовой Н.В. Местное самоуправление: История, теория, практика. - М, 1995. с. 37
78 Иванова В.Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики / СпбГУ - СПб.: И$д-во СПб. ун-та.
1995.-с. 161
130
Основными причинами, по которым не составляются сводные балансы финансовых ресурсов местного самоуправления территорий, на наш взгляд, является то, что бюджеты территорий более чем на 70% формируются за счет регулирующих доходов; до предела сужена имущественная база муниципальных образований, которая служит основой формирования собственных доходов местных бюджетов; социально-бытовая инфраструктура, которая практически полностью находится в ведении муниципалитетов, требует значительных, постоянно возрастающих вложений; муниципальные внебюджетные фонды формируются очень медленно, и их размер незначителен, сохраняющееся тяжелое финансовое состояние хозяйствующих субъектов и низкий уровень доходов населения, не позволяет им активно участвовать в решении местных проблем и главное, отсутствует полная и достоверная информационная база.
Осуществление мероприятий по решению финансовых и ряда методологических проблем объединения финансовых ресурсов муниципальных образований представляют процесс в экономическом, правовом и организационном отношении. Не все они равнозначны по эффективности, но в комплексе они смогут обеспечивать наиболее полное и рациональное их использование.
Составлению сводного баланса финансовых ресурсов местного самоуправления территории должна предшествовать разработка и согласование с органами местного самоуправления прогноза социально-экономического развития муниципального образования, определение объема финансирования целевых программ, перечень приоритетных вложений средств с расшифровкой структурной ответственности, направлениям финансирования, а также определение нормативов отчислений от регулирующих доходов, сумм финансовой поддержки. Благодаря сведению воедино местного бюджета, финансовых планов муниципальных внебюджетных фондов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, планов муниципальных заимствований и планов доходов и расходов населения муниципального образования в сводном
131
балансе финансовых ресурсов местного самоуправления будет возможно определить имеющийся на территории финансовый потенциал и эффективно его использовать.
В сводном балансе финансовых ресурсов местного самоуправления должны найти комплексную оценку средства, аккумулируемые на территории муниципального образования, и весь объем затрат, обеспечивающих развитие территории, В таком виде он будет отражать экономические отношения, связанные с образованием денежных средств на цели воспроизводства, социальной защиты населения, культурно-просветительских мероприятий, государственного управления и других потребностей жизнеобеспечения территории муниципального образования. В нем найдут отражение процессы распределения и перераспределения вновь созданной стоимости на данной территории и ВВП страны. Полагаем, что баланс денежных доходов и расходов населения как составная часть сводного баланса финансовых ресурсов местного самоуправления территории, позволит прогнозировать объем производства товаров, услуг, работ и экспорт товаров па территорию. Часть денежных средств населения будет направляться на приобретение муниципальных займов, а это один из самых распространенных в мире способов финансирования инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры муниципального образования и улучшающих его жизнеобеспечение.
Стратегический подход к формированию сводного баланса финансовых ресурсов местного самоуправления должен быть ориентирован на достижение определенных целей, главная из которых - сбалансировать доходы и расходы муниципального образования в соответствии с планом его экономического и социального развития
По мнению автора, в структуре департамента экономики и финансов г. Волжского необходимо создать отдел, который бы стал координирующим центром и где будет собираться вся разрозненная информация, касающаяся экономики и финансов данного муниципального образования, что позволит
132
проводить анализ современного исходя из состояния, прогнозировать их дальнейшее развитие, разрабатывать мероприятия, направленные на стабилизацию и упрочение экономики на территории муниципального образования и совершенствование финансов местного самоуправления.
Таким образом, составление сводного баланса финансовых ресурсов местного самоуправления даст органам исполнительной власти на местах полную и достоверную информацию о финансовом и экономическом потенциале, о значимости каждого источника финансовых ресурсов, о структуре и направлениях основных финансовых потоков территории. Отлаженная структура и оптимизация направлений основных финансовых потоков территории муниципального образования является одним из факторов совершенствования финансов местного самоуправления.
Современная модель формирования финансов местного самоуправления, как видно из проведенного нами анализа, характеризуется множественностью каналов поступления финансовых ресурсов на территорию муниципального образования и их использования и различием механизмов воздействия на отдельные каналы.
В формировании финансов местного самоуправления участвуют: федеральные, субфедеральные и муниципальные органы управления, в компетенции которых находится сформирование и расходование бюджетов соответствующих уровней, государственные и муниципальные внебюджетные фонды, предприятия производственной сферы, учреждения непроизводственной сферы и общественные организации, относящиеся к сфере нематериального производства на территории муниципального образования; учреждения финансово-кредитной системы; население.
Эти экономические субъекты вступают в разнообразные экономические взаимодействия в рамках муниципального образования, основными из которых являются: совместное использование земли и природных ресурсов, объектов инфраструктуры; обеспечение условий жизнедеятельности для всего населения муниципального образования (через отчисления налогов в местный бюджет);
133
участие в системе производственной кооперации, формирование финансово-кредитных отношений экономических субъектов, обеспечивающих финансовые ресурсы в муниципальном образовании, необходимые для деятельности каждого экономического субъекта.
Каждый из экономических субъектов в экономике ориентируется на достижение собственных целей. Общей характеристикой этих целей является стремление к воспроизводству условий для самостоятельного, независимого существования экономических субъектов, в конечном счете, для экономического субъекта важно обеспечить превышение получаемых доходов над расходами, т.е. необходимо поддержание состояния "безубыточности" деятельности или достаточности средств для выполнения социальных нормативов обеспечения условий жизнедеятельности населения.
Реализация цели каждым экономическим субъектом муниципального образования зависит не только от его собственных усилий, но и от взаимодействия с другими экономическими субъектами, в результате чего возникают связывающие их финансовые потоки.
Ни один из экономических субъектов не может достичь своих целей без участия в сложной, целостной системе финансовых потоков на территории муниципального образования. Каждый из экономических субъектов действует в направлении реализации своих интересов и целен в динамично изменяющейся рыночной среде. В результате этого достижение или не достижение цели любым из них через систему обратных связей способствует или препятствует достижению целей остальных экономических субъектов муниципального образования. Невозможность выполнения в срок финансовых обязательств одного из субъектов становится источником риска не достижения цели для остальных экономических субъектов.
Таким образом, можно утверждать, что только через отлаженную систему финансовых взаимосвязей, полностью исключающую возможность задержки платежей и наличие встречных финансовых потоков, в муниципальном образовании может быть достигнуто положение, при котором
134
все экономические субъекты на его территории будут достигать собственных целей, что будет содействовать укреплению местного самоуправления и дальнейшему развитию его финансовой самостоятельности. Существующая система финансовых потоков, не может обеспечить решение этой задачи. В ней отсутствует центр, который бы координировал все финансовые потоки на территории муниципального образования и связал в единую технологическую цепь все элементы, составляющие финансы местного самоуправления. Таким центром должен стать финансовый институт, который бы кардинально отличался от действующих финансово-кредитных институтов Его необходимо наделить широкими полномочиями в области исполнения местного бюджета и смет муниципальных внебюджетных фондов, расчетно-кассового обслуживания муниципальных предприятий и учреждений, аккумуляции временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов не зависимо от форм собственности функционирующих на территории муниципального образования и населения; обслуживания муниципальных займов, а также кредитования и подчиняться только законодательным и исполнительным органам местного самоуправления.
В настоящее время активно обсуждается вопрос создания муниципальных банков, которые бы и выполняли функцию консолидации финансов местного самоуправления в одно целое и контроля за эффективным использованием имеющегося на территории муниципального образования финансового потенциала.
Муниципальный банк должен представлять собой специальное кредитное учреждение, имеющее глубокие корни в местной хозяйственной жизни, находящееся под главенством городской администрации и работающее с ней в тесном оперативном контакте, опирающееся в своей деятельности на муниципалитеты, хозяйствующие субъекты и население. Он должен стать организацией заинтересованной в развитии местного самоуправления, в расширении его финансовых возможностей, в сохранении и эффективном использовании бюджетных и внебюджетных средств, должен усиливать
135
изнутри доходный потенциал муниципального образования, обеспечивать надежное кредитное питание местного хозяйства путем мобилизации денежных ресурсов в своем городе, районе, не прибегая к привлечению из вне, что, в свою очередь, приведет к укреплению финансовой базы местного самоуправления, к совершенствованию процесса исполнения местного бюджета, к расширению возможностей по изысканию дополнительных источников финансирования задач, стоящих перед органами местного самоуправления. Задачи и характер деятельности муниципального банка должны, главным образом, определяться единством местной хозяйственной системы, сложностью и многогранностью местной экономики, ее масштабами и потребностями, а также размером зависимости от нее населения.
Создавать муниципальные банки и направлять их деятельность -неотъемлемое право органов местного самоуправления, закрепленное за ними федеральным законодательством. Поэтому их доля в уставном фонде такого банка должна составлять не менее 51%. Остальная часть уставного фонда может формироваться за счет благотворительных взносов хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности, расположенных на территории муниципального образования, пожертвований общественных и частных организаций и физических лиц.
Уставный фонд вместе с резервными и страховыми фондами, не распределенной банковской прибылью, резервным капиталом муниципалитета, городскими фондами, а также средствами полученными муниципалитетом от аренды; деньгами на счетах в банке, открываемых хозяйствующими субъектами, бюджетными организациями и населением, а также ассигнованиями из местного бюджета будут формировать кредитный потенциал муниципального банка. Помимо перечисленных источников составной частые долгосрочных кредитных ресурсов муниципальных банков должны стать денежные поступления от реализации муниципальных облигаций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16